2009-11-15

Нашёл на YouTube-е пару реклам на тему Mac-vs-Win7:







Это повод вернуться к теме сравнения двух миров.

Прошло почти полтора года с тех пор, как я купил себе Mac. Тогда я писал о первом впечатлении, которое было восхищённым, и о последующем разочаровании.

За прошедшее время страсти улеглись, а потом появилась Windows 7, финальная версия которой недавно поселилась на моём рабочем компьютере. Можно сравнивать снова.

Покупая Mac, я, в частности, хотел заполучить что-нибудь красивое. Надо признать, что коробочка Mac Mini по-прежнему радует меня тишиной, компактностью, низким энергопотреблением и приятным дизайном. Всё, что нужно для домашнего пользователя. Или для девушки. В том самом, мужском, чтобы не сказать админском, понимании девушек :) Правда...

Производительность начинки Mac не идёт в сравнение с производительностью PC за те же деньги.

Принцип «сделаем не так, как в Windows» заслуживает у меня лихое поминание с периодичностью три-четыре десятка раз в день. Конечно, можно поменять местами клавиши-модификаторы (Win, Alt, Ctrl). Конечно, можно собачку (@) поставить на Alt+L вместо принятой в немецкой Windows комбинации Alt+Q. Можно поставить на новые места всякие редко используемые нормальными пользователями постоянно используемые в LaTeX и MATLAB символы []|{}\⁓. Но зачем? Чтобы было удобнее, чем в Windows? Ну, во-первых, я не вижу никаких достоинств Mac-овского расположения. А во-вторых, трудно не признать, что и пользователям Mac, вынужденным иногда работать на Windows, и пользователям Windows, сталкивающимся иногда с Маками, ничего, кроме неудобства, это не приносит. Можно, конечно, перевернуть формулировку: почему менять надо раскладку Мака, а не Windows? Да потому, что, просто в силу распространённости последней, гораздо больше шансов, что пользователю не удастся отбиться от Windows, чем что у него не будет возможности обойтись без Мака.

Ну, и наконец, Windows 7. Поставив ещё только Release Candidate и вернувшись в тот день домой, я понял, что от красивого софта и железа Мака осталось только железо. Полупрозрачные красиво изгибающиеся на экране при сворачивании-разворачивании элементы интерфейса Mac OS перестали выигрывать по сравнению с Windows 7. Конечно, это дело вкуса. Но что вы скажете про элементарную эргономику? Windows переводится как «окна», давайте про окна и поговорим. Тем более, что именно с этим элементом интерфейса операционной системы пользователь взаимодействует чаще всего и именно в этом проявляется основное различие интерфейса Мака и Win.

В какой момент пользователь замечает окно, а не его содержимое? Когда содержимое перестаёт помещаться в этом окне или когда окно мешает увидеть содержимое другого окна. Что пользователь делает в таком случае? Он меняет размер окна, или сдвигает окно в сторону, или так или иначе ставит окна рядом друг с другом.

У меня открылась страница, содержимое которой перестало помещаться в окне по вертикали. А место сверху и снизу ещё есть. Я на Win 7. Берусь мышкой за верхнюю или нижнюю кромку окна и тяну её, соответственно, вверх или вниз. Дошёл до края экрана. Win 7 угадывает, что я пытался максимизировать вертикальный размер, и подтягивает к краю экрана и противоположную кромку. Хорошо, теперь мне вдруг надо посмотреть на ещё одно окно, не закрывая данное. Беру окно за заголовок, сдвигаю его к правому (или левому) краю, и оно автоматически занимает половину экрана. Теперь можно взяться за заголовок второго окна, притянуть его к противоположному краю и — voila! — у меня на экране два окна максимально возможного размера, рядом друг с другом, без всяких наложений или потерь.

Аналогично, если по ходу таскания оконо влево-вправо я вдруг понимаю, что мне это не нужно, а нужно только одно окно, я подтягиваю его к верхнему краю экрана и оно расползается на весь экран. К слову сказать, уменьшить (Restore) окно тоже теперь можно, просто отодвинув его от верхнего края окна.

Сравним с жизнью пользователя Мака. У меня открылась страница, содержимое которой перестало помещаться в окне по вертикали. А место сверху и снизу ещё есть. Я беру окно за заголовок и тяну вверх. Затем я берусь за правый нижний угол и тяну вниз? Нет, правый нижний угол случайно оказался за пределами экрана. Опять возвращаюсь к заголовку, тяну теперь влево. Ок, угол появился, можно снова идти вниз и менять размер. Хорошо. Теперь мне надо посмотреть на ещё одно окно, не закрывая данное. Берусь за заголовок окна, сдвигаю его вправо. Затем второе окно сдвигаю влево. Взявшись за его правый нижний угол, делаю так, что оно занимает примерно пол-экрана. Теперь правый нижний угол первого окна... О нет! Он снова за пределами экрана. Двигаю окно за заголовок влево, чтобы достать правый нижний угол, уменьшить окно, сдвинуть его снова вправо, раздвинуть по максимуму...

Ладно, со всем этим можно справиться, используя кнопочки закрыть-свернуть-развернуть в строке заголовка. Помните старую традицию Apple — делать главное меню программы наверху экрана независимо от того, где находится окно программы? Зачем так было сделано? Попасть в меню гораздо проще, если оно прижато к краю экрана: в вертикальном направлении не надо «прицеливаться», достаточно сдвинуть мышь «до упора». Так вот, с кнопочками в строке заголовка это, конечно, не работает, «прицеливаться» придётся...

Кстати, о прижатом к верхнему краю экрана меню программы. Всё было ничего, пока размер экрана составлял 10, ну 15, ну 17 дюймов. У меня дома 22-дюймовый HD-монитор. На экране одновременно помещается три-четыре окна разного размера. Допустим (как оно и есть в действительности сейчас), в правой половине экрана открыто окно браузера. Работаю в нём. Нужно меню настроек. Оно находится практически в самом левом верхнем углу экрана, к которому надо реально «тянуться». ОК, не проблема. Потянулись... Не довёл мышку до края экрана, попытался попасть в меню «прицельно» (всё равно отказаться от этой привычки не дают кнопочки в строке заголовка да и все остальные элементы управления в программах). Не попал, кликнул на десктопе. Что делать? Просто кликнуть ещё раз более точно? Ничего подобного! При клике на десктопе я переключился из браузера в Finder. Меню наверху экрана теперь — Finder-овское! Я терпеливо, по дороге думая хорошее об Apple, возвращаю мышку в правую часть экрана, кликаю в окне браузера, вызываю тем самым меню браузера и снова ползу налево вверх, чтобы попасть в желанное меню... Удобно? Зато не так, как в Windows!

В общем, правильно сказала девушка в ролике наверху. Если хочется совершить big move, стоит перейти на другую систему. С Мака на Windows, с Windows — на Мак. Но если стоит задача повысить эффективность своей работы, то выбор становится однонаправленным — только с Мака на Windows.

P.S. Я не упомянул такие очевидные вещи, как эффективность капиталовложений, ассортимент доступных программ, вопросы совместимости, функциональность... Но почему пользователи Мака остаются столь довольными своими компьютерами? Откуда берётся это Number one in customer's satisfaction? Не оттуда ли, что, потратив деньги на Мак, не хочется, даже осознав, признать глупость этой траты? Даже перед самим собой. Приятно чувствовать себя в тельняжке? Даже если она немного жмёт да и фасон устарел? И не потому ли ещё, что макюзеры стоят за своё превосходство горой, тогда как пользователи Windows — народ гораздо более разнообразный и открытый, готовый признавать и недостатки? Приверженность Маку чем-то напоминает мне фанатичную приверженность LiveJournal. Но это уже другая история.

7 comments:

  1. Добавлю ещё одну приятную особенность Windows 7: все эти махинации с окнами вызываются также простейшими комбинациями Win+соответствующая стрелка.

    А ещё хочу спросить: кому, всё-таки, нужны окна в каком-либо неразвёрнутом виде? Меня этим Internet Explorer долгие годы убивал, открывая новое окно всегда в половинку экрана. Ну зачем мне видеть угол какого-нибудь Photoshop, если я сейчас почту читаю?! Лучше я увижу письмо целиком! Единственный случай, когда окна как окна на мой взгляд полезны, это когда они, действительно, расположены рядом, занимая по полэкрана. Windows 7 уже приблизилась к этой изящной простоте.

    ReplyDelete
  2. Единственное, что приходит мне в голову... Так и должно быть. Новая операционка должна быть лучше старых, включая конкурентные. Давайте посмотрим что через пару лет сбацает Apple, и тогда, наверное, можно будет сказать, кто идёт впереди, а кто плетётся сзади.
    Для тех, у кого накопился приличный багаж софта, есть хорошая новость: скоро ваша любимая платформа станет лучше. Причём, любая. Запаситесь терпением и поменьше сравнивайте. ;)

    ReplyDelete
  3. Я не могу позволить себе ждать 2 года без операционки. Мне нужна лучшая сейчас.

    И меня не интересует, кто идёт впереди, кто плетётся позади. Меня интересует, какая операционка сейчас лучше. И если Win XP проигрывала Mac OS X в плане интерфейса, то Win 7 однозначно выигрывает. А в плане логичности Windows выигрывала, на мой взгляд, и раньше. В Win 7 это было только слегка отшлифовано.

    ReplyDelete
  4. Котя,

    Есть еще одна сторона медали - количество багов в продукте. Увы, из продукции Apple владею только iPhone-ом, но 2 года. Так вот - за 2 года были только пара мелких неприятностей после апгрейда прошивки.

    Про Windows лучше промолчу - я уже почти 15 лет в этом бизнесе. Политика Microsoft как в отношении пользователей, так и разработчиков вызывает только раздражение. Количество багов ужасает и самое страшное - их никто не собирается лечить.

    Usability - понятие тоже весьма и весьма субъективное. Я за годы понял только одно - у каждого свое понятие об удобстве. У двух человек - обычно три мнения. :)

    Естественно, все вышесказанное - мое сугубое IMHO. Ни в коей мере не претендую на истину в последней инстанции. :)

    ReplyDelete
  5. У меня Мак полтора года. И все имевшиеся стереотипы я уже с ним опроверг. И об отсутствии бесплатных программ, и о стабильности работы, и о продуманности интерфейса.

    Вот последнее: http://kotinblog.blogspot.com/2009/11/1-in-customer-satisfaction.html

    Что же касается Windows, то, конечно, отлаженностью эта ОС не отличается, но ведь если помножить число пользователей на число выполняемых задач да на число возможностей, то получится, что просто вероятностно шансов наткнуться на баг на порядки больше. Трудно найти баг в настольной лампе, которая умеет только включаться и выключаться. Трудно и в CD-плеере. И даже в мобильном телефоне. Не потому, что их там нет, а просто потому, что действия ограничены жёсткими рамками.

    Работать можно и в Windows, и в Mac OS. Только почему-то все производители профессиональных специализированных программ (под которые клиенты легко могли бы купить отдельный компьютер) предпочитают Windows, а не Mac.

    ReplyDelete
  6. "У меня Мак полтора года."
    Мда.
    За полтора года не суметь освоить интерфейс даже в минимальном объёме - это клинический случай.

    ReplyDelete
  7. Ну, в минимальном объёме, наверное, всё-таки освоил :) Работаю даже дома иногда. Но в целом, согласен, с интерфейсом что-то не то. Хронически противоестественные комбинации клавиш, проблемы с программами, идущими под X11. Ну, сказали бы, что Windows-программы не поддерживаются, переписывайте. Ан нет, «есть версии MATLAB и Inkscape под Mac». И система перехватывает «горячие клавиши» Матлаба, подсовывает что-то своё. Совсем уж клиника — это смена десктопов при попытке Матлаба показать в виде всплывающей подсказки значение переменной или расшифровку ошибки...

    ReplyDelete