2009-11-14

Английская виза в Дюссельдорфе

По работе надо в Англию съездить. Ну, и друзей-родственников навестить было бы неплохо. Англия — маленькая, но очень гордая птичка, так что мне, с моим шенгенским видом на жительство, нужна виза.

Английскую визу в Германии можно получить в нескольких городах, в том числе — в Дюссельдорфе, что в часе езды от Бонна. Заявление на визу можно заполнить online. Заявление и документы подаются не в консульство напрямую, а в офис коммерческой фирмы WorldBridge. Ну, практика довольно распространённая, то же в Москве с американской визой, то же с записью на собеседование в немецком посольстве в Москве... В данном случае удовольствие стоит 77 евро. Если виза на полгода, одно-, двух- и многократная. Формулировка уже сама по себе загадочная, но знающие люди говорят, что дают всё равно многократную. Так что расслабляемся и начинаем.

Начинаем решать проблемы. Первая — на какую визу подавать заявление? Еду я по делам, по работе. Есть приглашающая сторона, поездку оплачивает мой институт... Получается, подавать надо на бизнес-визу? Нет, из многоуровневых разъяснений посольства на сайте следует, что в бизнес-категорию я не попадаю, т.к. в Англии работать не собираюсь, даже как учёный. Ладно, поездка короткая, подадим на visitor visa. В крайнем случае, разобравшись, сами дадут нужную.

Анкета на английскую визу оказалась пока самой сложной из всех, что я когда-либо подавал. Они просят сообщить, например, какая у меня есть в собственности недвижимость и на каком основании мой брат живёт в Англии (с указанием номера вида на жительство, адреса, телефона...). Это после того, как на вопрос «есть ли у вас в Англии друзья или родственники и сколько» я ответил «адын». А если бы я посчитал всех друзей? Должен был бы собирать номера их паспортов?!..

Отдельного упоминания заслуживают создатели online-формы для заполнения заявления. На мой любимый вопрос «укажите все страны, в которых вы были за последние 10 лет, с приблизительными датами и целью поездок» («PLEASE PROVIDE DETAILS OF ALL YOUR TRIPS ABROAD IN THE LAST 10 YEARS») они выделили, кажется, 256 символов. На цель визита в Англию («WHAT WILL YOU DO IN THE UK») — по-моему, 20. Во всяком случае, у меня не влезло даже «Visit University of Southampton». Не говоря уже о конкретной группе или хотя бы исследовательском центре. Пришлось сократить до многозначительного «Visit Southampton».

Ладно, с анектой справились. Запись на подачу документов в Visa Application Centre прошла на ура. Мне предложили выбрать удобное время, записаться можно было буквально начиная со следующего дня.

Следующий простой вопрос: куда, собственно, в Дюссельдорфе идти? «Упрощать не будем!» На сайте генерального консульства Великобритании в Дюссельдорфе указан единственный адрес Yorckstraße 19. В письме, полученном после заполнения анкеты, указан адрес Immermanstraße 51. Проверка первого в Google Maps приводит к ожидаемому зданию консульства, тогда как второй заводит в центр японского квартала Дюссельдорфа. Естественно, две точки находятся в разных частях города, в получасе дороги друг от друга. Ладно, приедем, на всякий случай, заранее.

На местности визовый центр действительно оказался среди японских ресторанчиков и офисов, в пяти минутах ходьбы от вокзала. Удобно, но могли бы в Гугл и добавить.

Выбранное мной время было первым тайм-слотом после обеденного перерыва, так что, когда я заранее подошёл к дверям, там всё было закрыто. Походил вокруг, нашёл, где перекусить. Возвращаюсь за 15 минут до назначенного времени. У дверей уже очередь. Внимание! Очередь на улице! Конечно, ноябрь и Дюссельдорф, но сыро и не жарко. Живо вспомнились декабрь и Москва, когда я получал свою прошлую английскую визу в 1995-ом. Тогда людей по 4—5 часов держали на 15-градусном морозе.

Очередь выстроена за ленточным ограждением, как в аэропортах к стойкам регистрации. Что характерно: у меня приём в 13:15, передо мной в очереди стоит парень из Пакистана на 14:00. На вопрос к охраннику, периодически появляющемуся из тёплого офиса, чтобы впустить очередного страждущего, как нам выстраиваться, ответ: в порядке живой очереди, независимо от указанного в приглашении времени. Спрашивается: зачем я тщательно выверял расписание поездов и слоты времени на сайте?

Ну, допустим. С опозданием примерно в 20 минут меня вызывают. Сначала — к отдельно стоящему столику, буквально на пороге. Сесть не предлагают, приходится стоя жонглировать курткой (которую некуда девать), пачкой документов, перчатками, шапкой... У меня спрашивают: вам паспорт после рассмотрения заявки прислать по почте или заберёте сами? В интернете я прочитал уже к тому моменту прекрасные истории про то, как курьерская служба, используемая визовым центром, не могла найти адреса в Германии, и паспорт с готовой визой неделями лежал в каком-то маленьком офисе, а его несчастный владелец не мог понять, куда делись его документы. В визовом центре отвечали: отправили вам давным-давно, а дальше — никаких следов. Поэтому я решил забрать паспорт самостоятельно. Благо, прямой поезд, бесплатный для студентов Боннского университета билет. Тогда просят указать мой телефон, чтобы мне позвонили, когда виза будет готова. Номер телефона надо написать на конверте, в который положат мои документы. Написать должен я сам. Согнувшись в три погибели, продолжая жонглировать курткой, пачкой документов, шапкой, перчатками... Сервис!

«Давайте фотографию.» Так называемую биометрическую фотку сделают через пятнадцать минут прямо тут же. Однако с собой надо привезти ещё одну, просто свежую, на светлом фоне, без особо жёстких требований. На месте выясняется, что их не устраивает, что я на фотографии в очках. Хотя на сайте было написано только, что нельзя быть в тёмных очках. В качестве альтернативы предложил им захваченную с собой на всякий случай биометрическую фотографию, которую используют в моём немецком виде на жительство. Там я без очков, но, поскольку фото биометрическое, обрезана макушка головы. Не годится. Поморщились, но взяли фото с очками.

«Давайте документы, которые вы прикладываете к заявлению на визу.» На сайте сказано: «у нас нет чёткого списка рекомендуемых документов, поэтому просто приложите всё, что считаете относящимся к делу». Я предпринимаю последнюю попытку, уже на месте, устно выяснить, какие документы лучше подать, нужны ли копии или оригиналы... Ответ из-за столика: «Я положу в конверт всё, что вы дадите, у нас нет списка документов, которые вы должны подать». Щаз! Через десять минут мне вручат расписку в получении у меня документов, где галочками (!) в заранее готовом списке (!) отмечено, какие из обязательных и рекомендуемых документов я сдал в оригинале, какие в копиях, какие отсутствуют. Галочками! Мне повезло: я, при своём опыте работы в СД получения виз, попал почти на 100%. Но кое-что мог бы принести в более явном виде, а один из документов решил захватить «на всякий пожарный», подумав, что он не помешает, уже выйдя из дома. А каково тем, у кого это вторая виза в жизни?

Документы отдают мне обратно, говорят ждать, пока вызовут, собственно, к окошку. Там уже милая английская дама ведёт себя несколько более вежливо и можно стоять не сгибаясь. На вопрос, нельзя ли привезти им паспорт, когда уже будет решение о визе, а то мне надо в другие страны ещё съездить до Англии, я получаю отрицательный ответ. А можно ли забрать на время паспорт, если срок моей доанглийской поездки подойдёт, а решения о визе ещё не будет? Можно... но потом надо будет подавать новое заявление на визу. К счастью, я вспоминаю, что в заявлении есть место для «дополнительной информации, относящейся к делу». Я прошу: можно я впишу туда, чтобы до такого-то числа постарались сделать визу? Даёт мне чистый лист бумаги: пишите. Ну, пусть так. Написал ноту консулу :)

Следующая фаза — касса. Я уже заплатил за визу по карточке. Но всё равно надо идти в кассу. Хорошо. Подойдя туда, обнаруживаю объявление: «Если вы попросили уведомить вас о готовности паспорта по телефону, вы должны заплатить за это 1 евро. Вы можете отказаться от этой услуги прямо здесь.» Спрашиваю у кассира: можно на сайте узнать о готовности? Можно. Тогда можно отказаться от уведомления по телефону? Можно, но тогда вы должны согласиться на доставку паспорта курьерской службой, а это стоит 15 евро. До сих пор ни про один, ни про пятнадцать евро никакой речи не было. На сайте — ни слова. При подаче документов — ни слова. При выборе способа получения паспорта — тишина.

Дальше — взятие отпечатков пальцев и биометрическое фотографирование. Без приключений.

Возвращаюсь домой довольный галочками в секретном списке рекомендованных документов.

...Через три дня в 07:20 утра звонит мой мобильный. Я в душе, поэтому взять трубку не успеваю. Смотрю пропущенные звонки — номер не определён. Ладно перезвонят. Ага, жди! Ладно, а вдруг — виза уже готова?.. Говорят, что стараются 90% простых случаев обрабатывать за неделю. Решил проверить готовность в интернете, мне же выдали tracking number. Стал искать, где бы это сделать. Полдня поисков успехом не увенчались. Напрямую на сайте нужной страницы не нашёл. Поиск в Гугле выдал мне множество страниц, на которых я вводил свой номер, но всё время получал ответ, что номер неправильный. Потом выяснилось, что это множество похожих один на другой сайтов аналогичных визовых центров в разных странах, от Индии до Ирландии. Наконец, решил воспользоваться проверенным средством — братом. За два года жизни в Англии его мозги уже повернулись на их лад. Плюс — «специалист по computer science» (© Даниил Карапетян 2008.) Наверное, найдёт. Действительно, нашёл (на этом сайте выбрать наверху Германию и в меню слева в самом низу будет пункт Track Your Application). Молодец :)

Статус: решение о визе готово для передачи заявителю или курьерской службе. Положительное или отрицательное — непонятно, поэтому покупать билеты по-прежнему не могу. А как забрать? Нужно ли снова записываться на приём? Неизвестность. Конечно, можно позвонить. Есть два телефона, по которым «обученные агенты дадут вам информацию о порядке получения визы». Звонок по первому стоит 2 евро в минуту, звонок по второму — 14 долларов независимо от длительности разговора. Сегодня послал им email с сайта, посмотрим что скажут.

No comments:

Post a Comment