2008-01-31

Париж

Я же теперь в Шенгенской зоне! С разрешением на пребывание в течение года! Значит, могу перемещаться по всей Западной Европе (Англия, как всегда, исключение), не задумываясь о визах. Приятно.

В общем, в конце ноября я впервые воспользовалься этим и отправился во Францию. В Париж.

Целей было три. Лувр, музей Орсэ и, собственно, город: Елисейские поля, Эйфелева башня, Триумфальная арка, Сена, собор Парижской Богоматери, кафешки.

Лувр разочаровал. При входе тебе говорят две вещи: что именно здесь висит Джоконда и стоят Венера Милосская и Ника Самофракийская и что это — самый-самый что ни на есть крутой музей. И дальше это всё время напоминают. Например, по всему музею развешены ксерокопированные указатели, в какую сторону идти к Моне Лизе, Нике или Венере — в зависимости от того, какой из экспонатов ближе.

А по сути... Ну, давайте считать, что я не дорос ещё до великого искусства.

Забавно с Никой получилось. Перед ней, конечно, куча зрителей. Всегда. А мне надо было пройти мимо. И решил я обойти сзади, чтобы не мешать. Так там оказалась группа любознательных китайцев :)

Орсэ. Я шёл целенаправленно на свои любимые (после Пушкинского) картины Моне и Писсаро. Ну, и надеялся несколько расширить свои познания. В Москву сравнительно недавно, в связи с юбилеем Третьяковки, приезжала выставка из Орсэ, и я был потрясён ею. Конечно, хотелось воспроизвести впечатление и даже усилить его за счёт если не более высокого качества (куда уж выше!), то хотя бы количества.

Прихожу. Смотрю. Ничего не понимаю. Во-первых, музей устроен как-то странно. Такое впечатление, что попал на вокзал, с классической полукруглой крышей, нависающей над полом. Железнодорожных путей нет, так что на полу можно расставить скульптуры. Стен прямых тоже нет, поэтому картины висят в каких-то закоулках. Моне, Писсаро и др. присутствуют, но это не те Моне, Писсаро и др.! Проведя час-полтора, начинаешь сомневаться, а не ошибся ли ты, не из разных ли других музеев все те картины, которые знаешь и любишь...

Совершенно разочарованный и утомлённый насыщенным днём, я понял, что засну на ходу и упаду по дороге к выходу, если немедленно не выпью кофе. Кафе на 5-ом уровне. С трудом борясь с дрёмой, преодолеваю лестницу, получаю свою порцию чудесного мокко и вишнёвого штруделя. Оживаю. Выхожу из кафе. Выясняю, что где-то поблизости, на галёрке в прямом смысле этого слова есть ещё какой-то Моне. Иду туда и... В небольшом зале с дюжиной картин я провёл около сорока минут. До закрытия музея. Пять Руанских соборов на одной стене! Пять!!! Плюс стога, мостик, кувшинки, мадам Моне и пр. Я сидел. Я ходил вдоль стен. Я крутился на одном месте, стоя в центре зала. Пытался всё это сфотографировать, непонятно зачем. Я хочу туда снова! Я не понял, почему понадобилось так странно разбивать коллекцию, вешать Моне в одном месте и Моне в другом месте. А ведь то же самое сделали с Писсаро (я, естественно, нашёл искомое, рядом с Моне с галёрки) и другими... Но мне уже всё равно. Я нашёл своё место в Париже.

Вечером прошвырнулся по туристским достопримечательностям. Елисейские Поля не произвели никакого впечатления. Ну, улица очень дорогих магазинов. Ладно. Арка тоже. Мне кажется, московская выглядит более гармонично. Эйфелеву башню пришлось отложить до другого раза — слишком большая очередь.

На обратном пути я чуть не опоздал на поезд. Прибежал в последний момент и вынужден был сесть не в тот вагон. А состав шёл целиком только до Брюсселя: потом передняя часть уходила в Германию, а задняя в Голландию. Так что в Брюсселе мне надо было пересесть. И это, конечно, с непривычки поражает: ошибся вагоном — и можешь уехать в другую страну. И вообще: сел в поезд в одной стране, едешь в другую, а из вагона в вагон переходишь в третьей. Для человека, всю жизнь проведшего в 600 км от ближайшей границы, к этому надо ещё привыкнуть!

No comments:

Post a Comment